Экипировка для кендо

Kendo_uniform_2

СИНАЙ (SHINAI) - тренировочный бамбуковый меч, который используется в Кендо и иных видах боевых искусств. Существуют синаи, в которых бамбуковые детали заменены изготовленными из углепластика (карбона). Углепластиковые  синаи предназначены для тренированных продвинутых практиков и, как правило, используются во время соревнований. Начинающие всегда должны начинать с бамбуковых синаев. Синай имеет те же пропорции, что и японский меч. Синай используется как меч, поэтому к нему следует относиться с такой же осторожностью и уважением, как и к настоящему мечу.
Синай состоит из четырёх бамбуковых полос (такэ), скреплённых двумя кожаными чехлами, тонкого шнура (цуру), рукоятки (цука) и кожаного ремешка (накаюй), а также защитного приспособления (гарды цуба) и её резинового закрепителя (цубадомэ). Бамбуковые полосы скрепляются с двух сторон кожаными рукоятками и наконечником, которые, в свою очередь, крепко закрепляются веревкой. Для обозначения ударной части синая и обеспечения хорошей натяжки шнура используется ремешок.

Shinai

Наименование частей синая:

  • Такэ — бамбуковые полосы, формирующие синай.
  • Цукагава — кожаный чехол на рукоятке синая.
  • Цуба домэ — ограничитель, который удерживает цубу на своем месте.
  • Цуба — гарда.
  • Цуру — шнур, натянутый между сакигава и цукагава вдоль тыльной стороны синая.
  • Накаюй — обмотанный вокруг синая и затянутый в узлы кожаный ремешок.
  • Сакигава — кожаный чехол для наконечника синая.
  • Кэнсэн — кончик синая
  • Моноути — «ударная часть» синая. В сиай (соревнованиях) правильными считаются удары только этой частью синая.
  • Дзимбу — часть синая, которая символизирует лезвие. Сторона противоположная той, где натянута цуру.
  • Цука — рукоятка.

Пластмассовый наконечник, который крепится на конце пластин (такэ) внутри сакигава называется сакигому. Кожаная петелька, которая находится в месте ближнего к цуба узла цуру и крепится на цуру, называется комоно (её может и не быть).

ВНИМАНИЕ! Для безопасного занятия Кендо важно сохранять снаряжение исправным и своевременно его обслуживать. После каждой тренировки обязательно осмотрите синай на предмет сколов и трещин бамбуковых деталей. Кожаные детали должны быть без разрывов и сильных потёртостей, плотно и надёжно закреплены на положенных местах. Родителям юных кендоистов обязанность осмотра синая в первое время необходимо взять на себя.
Целесообразно иметь запасной синай для продолжения обучения при возникновении какой-либо проблемы с синаем.

БОККЕН (BOKKEN) – деревянный макет японского меча, используемый в Кендо для изучения Ката. Боккены делают из дуба, бука и других плотных пород древесины. Часто их пропитывают лаком, морилкой или древевесной смолой, для придания бо́льшей плотности и веса. Общая длина боккена составляет примерно 95-105 см. Длина рукоятки – около 25—27 см, клинка – 76—78 см. Как и у настоящего меча, у боккена есть изогнутый клинок и суженное окончание. Боккен, в отличие от синая, очень прочен, для того, чтобы выдерживать сильные удары по чему-либо, а также отражения атаки другим боккеном. Нанесённый боккеном удар по человеку может привести к значительной травме. Великий японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584—1645) часто использовал боккен в реальных поединках, в большинстве случаев убивая своих противников. Наиболее опасен кончик острия клинка при нанесении рубящих ударов.

Bokken

В Японии к боккенам относятся с большим уважением, практически как к настоящему оружию. При провозе боккена в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж. Ношение боккена без специального чехла приравнивается в Японии к ношению холодного оружия.

БОГУ (BOGU) – защитное снаряжение, доспехи. «Бо» означает «защищать», «предохранять»; «гу» означает «снаряжение». Внешний вид богу стилизован под доспехи самураев. Комплект богу в Кендо состоит из шлема-маски мэн (men), защиты для рук котэ (kote), защиты для тела до (do) и защиты для бедер и паха тарэ (tare).

МЭН (MEN) – шлем-маска для защиты головы, горла и плеч. Мэн должен выбираться особенно тщательно и сидеть настолько хорошо, словно это часть вашего тела. То, как сидит мэн зависит от утива. Чтобы определить, подходит ли утива, поместите на нее подбородок и оденьте мэн. Утива должна удобно облегать лицо, а подбородок и лоб упираться в ти и тэн соответственно. Мэн должен сидеть плотно – лицо не должно двигаться в утива.
Другими важными моментами являются положение мономи, размер и упругость мэн бутона и общее удобство. В правильно сидящем мэне, мономи располагается напротив глаз, обеспечивая свободный обзор вперед. Ширина мэн бутона должна быть такой, чтобы он закрывал весь верх головы, но не выступал сзади. Длина мэн бутона должна быть такой, чтобы он доходил до края плеча. Мэн бутон не должен легко прогибаться внутрь при нажатии пальцем или ударе синаем. И, наконец, мэн должен сидеть удобно — не давить и не натирать кожу, не быть излишне тяжелым.
Под мэн повязывается тенугуи – полотенце из тонкой ткани, которое не даёт поту стекать в глаза и предохраняет голову от натирания завязанными шнурами шлема. Тенугуи позволяют выразить свою индивидуальность, так как украшаются разного рода надписями и рисунками. Существует традиция дарить тенугуи участникам соревнований или различных мероприятий, а также тем, с кем вместе довелось заниматься, такие тенугуи несут в себе память о людях, ярких событиях и годах совместных занятий.

Men_parts
1. Мэн бутон (Men buton) – стеганый материал, который покрывает голову и плечи.
2. Мэн бучи (Men buchi) – кайма, с помощью которой мэн гане крепится к мэн бутон.
3. Дайва (Daiwa) – металлическая рамка, на которой крепятся ёкогае (горизонтальные решетки). Мэн бучи покрывает дайва, скрывая ее из вида.
4. Мэн химо (Men himo) – шнуры, используемые для того чтобы закрепить мэн на голове.
5. Мэн химо титикава (Men-himo chichikawa) – кожаная петля, используемая для того, чтобы прикрепить мэн химо к мэн ганэ. Химо титикава должна быть прикреплена к мэн ганэ на четвертой рейке снизу. Есть альтернативный метод крепления мэн химо – вверху на татеганэ. С тех пор, как пытаться оставить оппонента без мэн во время поединка стало запрещено, этот метод стал менее распространен.
6. Томегава (Tomegawa) – кожаный шнур, завязанный в основании мэн бучи.
7. Цки дарэ (Tsuki-dare) – жесткая пластина, защищающая область горла.
8. Мэн ганэ (Men Gane) – металлическая решетка, которая защищает лицо. Эта часть обычно делается из титана, дюралюминия, никелевого сплава, хромированной стали. Как показано на рисунке, мэн ганэ состоит из татеганэ и ёкоганэ.
9. Татеганэ (Tategane) – вертикальная дуга мэн ганэ.
10. Ёкоганэ (Yokogane) – горизонтальные рейки мэн ганэ.
11. Мономи (Monomi) – расстояние между двумя ёкоганэ, которое немного шире (около 1 см), чем расстояние между какими-либо другими двумя ёкоганэ. Мономи находится между шестым и седьмым ёкоганэ для размера головы взрослого человека, и между пятым и шестым ёкоганэ для детского размера. Когда мэн правильно одет, то мономи будет как раз на уровне глаз, тем самым позволяя кендоисту видеть без помех при правильной осанке.
12. Мэнгава казари (Mengawa-kazari) – декоративные нашивки на углах мэн бутон.
13. Тэн (Ten) – внутренняя тканевая прослойка напротив лба. («тэн» – «небо»)
14. Утива (Uchiwa) – плотная прослойка, которая прилегает к голове по окружности лица.
15. Ти (Chi) – пластина, которая поддерживает переднюю часть подбородка. («ти» – «земля»)
16. Ёдзин дарэ (Yojin-dare) – пластина сзади от цки дарэ для дополнительной защиты в области горла.

ДО (DO) – элемент снаряжения для защиты торса, сходный с европейской кирасой. Среди всех частей богу эта наиболее заметная часть, и очень часто производители используют различные цвета и узоры на до мунэ и до дай для придания уникальности данному комплекту богу. В зависимости от производителя, до собирается из бамбуковых полос или формуется из синтетических материалов, сверху покрывается лакированной кожей. Защитные свойства от типа применённых материалов практически не отличаются.

Do_m1
1. Мунэ титикава (Mune-chichikawa) – кожаные петли, прикрепленные к верху до мунэ. Когда одевается до, шнуры завязываются через эти петли.
2. До мунэ (Do-mune) – часть до, которая защищает грудь.
3. До титикава (Do-chichikawa) – кожаные петли, прикрепленные к углам до дай, в которых закреплены шнуры.
4. Ко мунэ (Ko-mune) – часть мунэ для дополнительной защиты боков тела.
5. До дай (Do-dai) – главный защитный элемент до, к нему крепятся все остальные части до.
6. До химо (Do-himo) – шнуры для крепления до к телу.

КОТЭ (KOTE) – защита для кистей и предплечья в виде рукавиц. Несмотря на кажущуюся громоздкость, позволяют захватывать синай удобным и прочным способом. Для лучшей защиты предплечья под котэ можно одевать дополнительный защитный элемент из эластичной ткани.

Kote1
1. Котэ гасира (Kote gashira) – секция для кисти в котэ. Другое название – атама (atama).
2. Кера (Kera) – секция котэ в виде плотной вставки. Котэ обычно сделаны с одной или двумя кера; однако встречаются котэ и без этих секций.
3. Цуцу (Tsutsu) – соединительная вставка для запястий между кистью и остальной частью котэ.
4. Котэ бутон (Kote buton) – хлопковая стеганая ткань, формирующая котэ.
5. Тено-учи (Teno-uchi) – ладонь котэ, обычно делается из мягкой и эластичной кожи.
6. Котэ химо (Kote himo) — шнуры котэ.

ТАРЭ (TARE) – пояс из пяти толстых вертикальных тканевых пластин, служащих для защиты бёдер и паха. В отличие от других частей богу, на тарэ нет целевой точки, он предназначен для защиты от нецелевых и случайных ударов. Кроме того, на центральную часть тарэ одевают нафуда (nafuda), на который нанесёно имя кендоиста и наименование додзе или страны, которые он представляет.

Tare1
1. Тарэ оби (Tare-obi) – секция для талии, из которой отходят главные и вторичные защитные пластины.
2. Тарэ химо (Tare-himo) – шнуры, которыми тарэ завязывается на поясе.
3. Одарэ (Odare) – три большие (основные) защитные пластины, подвешенные к тарэ оби.
4. Кодарэ (Kodare) – две малые (дополнительные) защитные пластины.

Добавить комментарий